Годовой отчет 2014

EN Перейти на сайт Ленэнерго

Управление рисками

В ОАО «Ленэнерго» действует эффективная система внутреннего контроля и управления рисками (СВК и УР), которая включает весь необходимый спектр процедур, методов и механизмов контроля. В структуру системы входят Совет директоров, Ревизионная комиссия, исполнительные органы управления и все сотрудники Компании.

Принципы внутреннего контроля и управления рисками:

  • эффективность и результативность деятельности;
  • соблюдение требований законодательства и локальных нормативных актов;
  • предотвращение неправомерных действий сотрудников и третьих лиц в отношении активов Компании;
  • достоверность, полнота и своевременность подготовки всех видов отчетности.

В своей деятельности в области управления рисками Компания руководствуется требованиями законодательства, а также следующими внутренними документами:

  • Политика внутреннего контроля (протокол Совета директоров от 9 сентября 2014 г. № 6);
  • Политика управления рисками (протокол Совета директоров от 9 сентября 2014 г. № 6);
  • Политика внутреннего аудита (протокол Совета директоров от 9 сентября 2014 г. № 6).
Совершенствование СВК и УР осуществляется на всех уровнях управления Обществом
по следующим направлениям
Предварительный (превентивный) контроль Текущий контроль Последующий контроль
Процедуры превентивного контроля выполняются в рамках системы управления рисками (СУР) и включают:
  • мониторинг;
  • идентификацию и оценку рисков;
  • разработку и выполнение мероприятий по управлению рисками.
Встроенные в бизнес-процессы контрольные процедуры, направленные на достижение целей бизнес-процессов.
  • внутренний аудит;
  • ревизионный контроль достоверности отчетности, сохранности активов;
  • комплаенс-контроль;
  • внешний аудит;
  • самооценка.

Структура системы внутреннего контроля и управления рисками

Карта рисков ОАО «Ленэнерго»

Риски, с которыми сталкивается ОАО «Ленэнерго»

Отраслевые риски
№ п/п Наименование риска Описание риска Мероприятия по минимизации последствий риска Оценка значимости риска и динамика в сравнении с 2013 г.
1. Тарифные риски
  • Передача электроэнергии по распределительным сетям, а также технологическое присоединение к электрическим сетям регулируются государством. Утверждение регулирующими органами уровней тарифов на услуги прямо влияет на объемы полученной выручки.

    Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 542, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов было поручено принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2014 г. единых «котловых» тарифов на услуги по передаче электрической энергии в случае, если указанные тарифы установлены с 1 июля 2014 г. на уровне, превышающем уровень указанных тарифов по состоянию на 30 июня 2014 г., в целях обеспечения установления единых «котловых» тарифов с 1 июля 2014 г. на второе полугодие 2014 г. на уровне, не превышающем уровень указанных тарифов по состоянию на 30 июня 2014 г.

    В связи с необходимостью исполнения постановления Правительства Российской Федерации произошло снижение выручки Общества от услуг по передаче электроэнергии.

    Также к недополучению выручки в результате выбора потребителями двухставочного вида тарифа ведет завышение регулятором объема заявленной мощности, применяемой в расчете тарифных ставок, над фактическим объемом.

  • Реализация совместно с Федеральной службой по тарифам и органами регулирования тарифов субъектов Российской Федерации мероприятий по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации в сфере ценообразования на услуги естественных монополий с целью учета интересов распределительных сетевых компаний при установлении тарифов на электрическую энергию на розничном рынке.
  • Проведение систематической работы с региональными регуляторами с целью установления экономически обоснованных тарифов, включающих по возможности все затраты.
  • Работа по досудебному урегулированию спора с Комитетом по тарифам по вопросу применения уровня заявленной мощности для расчета «котловой» ставки на содержание электрических сетей по Санкт-Петербургу.
  • Повышение операционной эффективности Компании путем реализации программ по снижению производственных издержек.
  • Согласование объемов и источников финансирования инвестиционной программы с органами власти с учетом прог­рамм развития территорий.
Критический
2. Риски технологического присоединения
  • Вследствие большого объема заявок на технологическое присоединение (ТП) возможны риски нарушения антимонопольного законодательства в части оказания услуг по предоставлению услуг технологического присоединения и инициирования заявителями судебных исков.
  • Риск возникновения упущенной выгоды по не исполненному должным образом договору об осуществлении ТП.
  • Невыполнение обязательств заявителями, в том числе отказ от ТП, ведет к неиспользованию вновь построенного оборудования и недополучению потенциальной выручки за услуги по передаче электроэнергии.
  • Существует риск снижения объема присоединяемой мощности в заявках на ТП к электрическим сетям.
  • Риск возникновения дефицита источника финансирования мероприятий по договорам об осуществлении ТП вследствие утверждения регулирующим органом ставок платы за ТП ниже экономически обоснованного уровня.
  • Реализация Плана исполнения накопленных обязательств.
  • Оптимизация процесса обработки заявок потребителей на ТП с использованием информационных технологий и типовых решений, развитие интерактивных сервисов.
  • Сокращение этапов и сроков процесса ТП.
  • Претензионная работа в отношении заявителей в части возмещения затрат на ТП.
  • Ведется работа по мониторингу динамики объема максимальной мощности по заявкам на ТП, формированию корректного объема обязательств по договорам об осуществлении ТП, предоставление в органы регулирования дополнительных обосновывающих материалов.
  • Работа в составе рабочей группы при Правительстве Санкт-Петербурга «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», проработка мероприятий, направленных на сокращение сроков и этапов реализации ТП, ориентированные в том числе на изменение нормативных актов в сфере землепользования и строительства сетевых объектов.
Критический
3. Риски роста просроченной и безнадежной дебиторской задолженности
  • Разногласия между электросетевыми и энергосбытовыми компаниями в отношении объемов потребления электроэнергии и мощности, применяемых в расчетах тарифов. Следствием этого является возникновение оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии, что приводит к снижению ликвидности и финансовой устойчивости Общества.
  • Общество проводит анализ и систематизацию причин разногласий по объемам переданной электроэнергии, реализуется комплекс мероприятий по урегулированию разногласий, взысканию дебиторской задолженности и претензионно-исковая работа.
  • Реализация комплекной Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включающей установку приборов учета и мероприятий по выявлению бездоговорного потребления.
Значимый
Страновые и региональные риски
№ п/п Наименование риска Описание риска Мероприятия по минимизации последствий риска Оценка значимости риска и динамика в сравнении с 2013 г.
4. Риски, связанные с политической и экономической ситуацией в стране и регионе
  • Экономические санкции против России, инфляция, снижение объемов финансового рынка, цены на топливно-энергетические и другие сырьевые ресурсы, рост курсов рубля к мировым валютам оказали влияние на снижение объемов промышленного производства и потребления электроэнергии (снижение объема полезного отпуска в 2014 г. составило 1,7 % относительно ТБР) и, как следствие, способствовали снижению выручки.

    Указанные факторы могут негативно повлиять на возможности по привлечению заемного капитала, на показатели ликвидности, инвестиционную и операционную эффективность и в конечном счете на акционерную стоимость Общества.

  • Мониторинг текущей экономической ситуации в регионе.
  • Реализация комплекса мер, направленных на оптимизацию доли заимствований в общей структуре капитала.
  • Привлечение долгосрочных займов по фиксированным процентным ставкам.
  • Повышение эффективности операционных и инвестиционных расходов.
Значимый
5. Риски, связанные с географическими особенностями страны или региона, в том числе повышенная опасность стихийных бедствий, возможное прекращение транспортного сообщения
  • Географические особенности региона, в котором Общество осуществляет свою деятельность, предполагают риск возникновения стихийных бедствий (ураганный ветер, ливневые дожди, наводнения, снегопады, снеговые завалы и т. п.), в результате чего может быть прервано электроснабжение региона и нанесен материальный ущерб активам Общества.
  • Реализация комплекса мер по подготовке сетевого комплекса к осенне-зимнему периоду.
  • Работы по снижению временного периода, необходимого для оперативной ликвидации последствий стихии в осенне-зимний период.
  • Проектирование энергетических объектов с учетом особенностей регионального климата и географии.
  • Расширение просек воздушных линий электропередачи в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок определения охранных зон и рубки технологических просек вблизи электросетевых объектов.
  • Реализация программы страховой защиты имущества. Обеспечение наличия и мобилизационной готовности аварийно-восстановительных бригад.
Умеренный
6. Риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками в стране (странах) и регионе
  • Общество не может полностью исключить риски, связанные с возможным введением чрезвычайного положения в регионе, на территории которого расположено Общество, и в России в целом. Ущерб деятельности могут нанести акты терроризма, как внутренние, так и международные, которые также могут негативным образом отразиться на инвестициях и стоимости ценных бумаг Общества.
  • В случае возникновения возможных военных конфликтов либо осуществления террористических актов, Общество может нести риски выведения из строя их основных средств.
  • В целях минимизации указанных рисков Общество принимает меры к выполнению требований Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ.
Умеренный
Финансовые риски
№ п/п Наименование риска Описание риска Мероприятия по минимизации последствий риска Оценка значимости риска и динамика в сравнении с 2013 г.
7. Риски, связанные с кредитно-­денежной политикой Центрального банка Российской Федерации
  • Центральный банк Российской Федерации, проводя кредитно-денежную политику, опосредованно оказывает влияние на финансовые рынки и денежную массу. Любые действия Центрального банка Российской Федерации могут как снизить, так и увеличить риски Общества, что, соответственно, отразится на его финансовых показателях.
  • Общество предпринимает все возможные меры по минимизации риска и урегулированию ситуации.
Значимый
8. Риски, связанные с изменением валютных курсов
  • Общество в настоящее время не занимается внешнеэкономической деятельностью. Основными клиентами, осуществляющими потребление электроэнергии, являются резиденты Российской Федерации, расчеты за транспорт электроэнергии также производятся в валюте Российской Федерации.

    Но учитывая, что номенклатура товаров и оборудования, закупаемых Обществом, содержит импортные составляющие, значительный рост курса валют привел к удорожанию закупаемой продукции.

  • Общество регулярно осуществляет мониторинг цен, проводит открытые конкурсные процедуры, а также политику импортозамещения.
Значимый
9. Риски, связанные с изменениями процентных ставок
  • Отрасль энергетики является одной из самых капиталоемких отраслей на рынке ресурсов, поэтому деятельность эмитента требует существенных капитальных и инвестиционных вложений. В рамках планируемой финансово-экономической политики Общество привлекает заемные средства. При этом в сложившейся общеэкономической ситуации существует вероятность увеличения процентных ставок по кредитам.
  • Постоянный мониторинг рынка заемного капитала и банков-контрагентов и по возможности реструктуризация задолженности.
  • Заключение долгосрочных соглашений о возобновляемых кредитных линиях со значительным лимитом заимствования и установленным ограничением максимальной процентной ставки по кредиту в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
  • Мониторинг рынка кредитных ресурсов с целью выявления более выгодных условий кредитования.
  • Отбор финансовых организаций для оказания услуг путем проведения открытых конкурентных процедур, что позволяет привлекать заемные средства на наиболее выгодных для Общества условиях.
  • Поиск альтернативных источников заимствования.
Значимый
10. Риски, связанные с влиянием инфляции
  • Инфляция в 2014 г. превысила уровень инфляции, заложенный в конце 2013 г. при принятии ТБР регулятором.

    Отрицательное влияние инфляции на финансово-­экономическую деятельность Общества может быть связано с потерями в реальной стоимости дебитор­ской задолженности, с увеличением процентов к уплате, а также себестоимости товаров, продукции, работ, услуг из-за роста цен на энергоносители, транспортные услуги, заработной платы, с повышением стоимос­ти строительства при реализации инвестицион­ной программы и т. п., с уменьшением реальной стоимости средств по инвестиционной программе. Как следствие, это может привести к снижению доходности Компании в целом и ухудшению ее финансового состояния.

  • Учет инфляционных процессов и их прогнозирование при планировании деятельности.
  • Реализация мероприятий по сокращению дебиторской задолженности, повышению уровня ее оборачиваемости.
  • Систематический мониторинг, контроль и анализ макроэкономических показателей.
  • Реализация комплекса мероприятий, направленных на получение положительной чистой рентабельности, которые охватывают различные виды расходов.
  • Реализация мероприятий по сокращению издержек.
Значимый
Правовые риски
№ п/п Наименование риска Описание риска Мероприятия по минимизации последствий риска Оценка значимости риска и динамика в сравнении с 2013 г.
11. Правовые риски
  • Для Общества существует риск изменения законодательства (федеральных законов и подзаконных нормативных актов), регулирующего акционерные и корпоративные взаимоотношения.

    Общество не может гарантировать отсутствие негативных изменений в российском законодательстве в долгосрочной перспективе, поскольку большинство рискообразующих факторов находятся вне контроля Общества.

  • Снижение негативного воздействия данной категории рисков достигается за счет отслеживания и своевременного реагирования на изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации, а также путем активного взаимодействия с органами законодательной, исполнительной власти и общественными организациями в вопросах интерпретации и совершенствования норм законодательства.
  • Для минимизации правовых рисков любые бизнес-процессы Общества, подверженные рискам (например, заключение договоров), проходят обязательную юридическую экспертизу.
Умеренный
12. Риски, связанные с изменением налогового законодательства
  • Налоговый риск может иметь ряд проявлений:
    • вероятность введения новых видов налогов и сборов;
    • возможность увеличения уровня ставок действующих налогов;
    • расширение налоговой базы;
    • изменение сроков и порядка уплаты налоговых платежей, а также предоставления и сдачи налоговой отчетности.
  • Потенциальные риски привлечения Общества к налоговой ответственности в случае изменений в государственной фискальной политике в отношении отдельных налогов и сборов, а также изменения (не в пользу налогоплательщика) судебной практики по отдельным категориям налоговых дел.
  • В целях минимизации риска неправильного исчисления и/или уплаты налогов, обусловленного различной трактовкой норм законодательства, в Обществе ведется постоянная работа по совершенствованию расчета налоговой базы в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Умеренный
13. Изменение судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью Общества
  • Изменение судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью Общества, может привести к увеличению затрат на привлечение узкоспециализированных адвокатов, а также вынесению судебных решений не в пользу Общества, что может негативно сказаться на результатах его деятельности.
  • Проведение постоянного мониторинга арбитражной практики.
  • Оптимизация процесса юридического оформления документов и сопровождения деятельности Общества.
Умеренный
14. Комплаенс-риски
  • Деятельность Общества регулируется и контролируется различными надзорными органами: ФАС, ФСТ, ФНС России, Минэнерго, Росфинмониторинг, Ростехнадзор, Счетная палата Российской Федерации и др.
  • Деятельность Общества носит естественно-монопольный характер и подпадает под антимонопольное регулирование. Признание Общества как нарушившего антимонопольное законодательство может повлечь штрафы, в том числе оборотные (исчисляемые от объема выручки Компании). В наибольшей степени рискам антимонопольного регулирования подвержена деятельность в области технологических присоединений электроустановок потребителей к электрическим сетям Компании.
  • Деятельность Общества в части, касающейся выполнения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе раскрытия информации о существенных фактах, способных значительно повлиять на стоимость ценных бумаг, а также противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации, подлежит контролю со стороны Центрального банка Российской Федерации.
  • Общество владеет, арендует либо имеет право бессрочного пользования большинством земельных участков, на которых находятся распределительные активы, но на отдельные из них права собственности не оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
  • Для снижения влияния факторов, приводящих к реализации рисков антимонопольного регулирования, Общество совершенствует бизнес-процессы ТП, упрощая свои внутренние процедуры и сокращая их сроки, внедряет новые формы обслуживания потребителей, в частности связанные с интерактивными способами обслуживания, что снижает влияние факторов ошибок и злоупотреблений персонала.
  • В случае вынесения постановлений ФАС о наложении штрафов по делам о нарушениях действующего законодательства Общество будет оспаривать их законность в судебном порядке.
  • В целях минимизации факторов комплаенс-риска реализуются мероприятия по совершенствованию комплаенс-контроля, осуществляется мониторинг изменений действующего законодательства, затрагивающих различные аспекты деятельности Общества. Введены в действие локальные документы, направленные на повышение эффективности и прозрачности деятельности и на противодействие коррупции. Решением Совета директоров Общества от 28 декабря 2014 г. утверждена «Антикоррупционная политика ОАО «Россети» и ДЗО ОАО «Россети».
Умеренный
Риски, связанные с деятельностью Общества
№ п/п Наименование риска Описание риска Мероприятия по минимизации последствий риска Оценка значимости риска и динамика в сравнении с 2013 г.
15. Операционно-технологический риск
  • Операционно-технологические риски, влияющие на надежность энергоснабжения, связаны с системными нарушениями работоспособности и эффективности функционирования оборудования электросетевого распределительного комплекса и сбоями в энергоснабжении потребителей Общества вследствие стихийных бедствий, высокого физического и морального износа электросетевых активов, нарушения условий эксплуатации и операционных режимов электросетевого оборудования, невыполнения программы ремонтов в необходимом объеме. Указанные факторы рисков влияют на объемы потерь в электрических сетях, увеличивая расходы Общества на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь.
  • В результате реализации указанных рисков возможны как существенные экономические, так и репутационные последствия.
  • В качестве мер, способствующих снижению вероятнос­ти возникновения операционно-технологических рисков, Общество осуществляет мероприятия, направленные на повышение надежности энергоснабжения потребителей и предупреждение рисков технологических нарушений, включающие: расчистку и расширение просек и трасс воздушных линий, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, расширение парка резервных источников питания электроэнергией и автоспецтехники для аварийно-восстановительных работ, комплексную программу модернизации электросетевых активов, модернизацию коммутационного оборудования и систем телемеханизации, совершенствование систем сбора и передачи информации, анализ технологических нарушений и т. д.
  • Обществом реализуется комплекс мер по подготовке сетевого комплекса к осенне-зимнему периоду (с получением Паспорта готовности).
  • На постоянной основе ведутся работы по снижению временного периода, необходимого для оперативной ликвидации последствий стихии в осенне-зимний период.
  • Реализуется Программа снижения рисков травматизма на объектах электросетевого хозяйства, обучение, контроль и аттестация персонала.
  • Мониторинг цен, планирование закупок.
  • Реализация программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Значимый
16. Инвестиционный риск
  • Реализация социально значимых объектов для региона, экономически неэффективных для Общества.
  • Нарушения плановых сроков освоения капитальных вложений и задержки ввода в эксплуатацию объектов инвестиционных программ.
  • Рост объема незавершенного строительства в связи с исключением объектов, начатых строительством из инвестиционной программы.
  • Несоблюдение параметров RAB-регулирования.
  • Снижение источников финансирования инвестиционной программы и необходимой валовой выручки Общества в последующих периодах.
  • Формирование и планирование инвестиционной программы, направленной на расширение и повышение доступности сетевой инфраструктуры, модернизацию объектов электросетевого хозяйства, достижение высокой загрузки вводимых мощностей, увязки с планами территориального и регионального развития.
  • Мониторинг реализации инвестиционных программ, их финансирование, анализ причин отклонения фактических параметров реализации инвестиционных программ от плановых.
  • Внедрение проектного управления инвестиционной деятельностью.
  • Автоматизация системы управления инвестициями.
  • Снижение удельной стоимости строительства, внедрение системы сравнительного анализа удельной стоимости строительства и материалов.
Значимый